«Сонечка» навсегда
Александр
Урес,
В выставочных залах санкт-петербургского Союза художников на Невском, 60, художники группы «Мы» показали экспозицию под завлекательным названием «Петербург Сонечки Мармеладовой. Век XXI». Но заголовок обманный, «клубничка» отсутствует, никаких роскошных путан. В крошечной аннотаци написано: «Тема выставки – старый город и его обитатели. Для авторов и участников выставки Сонечка Мармеладова не литературный, а мифологический персонаж… Время, прогресс, модные тенденции и идеи – все это бессильно над Сонечкой и ее городом». Это чистая правда. К такому же выводу приходят даже ученые. В серьезном исследовании о продажной любви в городе на Неве читаем: «…колоритнейшей фигурой на улицах столицы Российской империи и города Ленина по-прежнему оставалась продажная женщина. Можно смело утверждать, что проституция – это обязательный элемент городской культуры».
Но выставка все-таки не об этом обязательном элементе, она все-таки о городе.
Хотя в каждом зале среди живописных полотен присутствует сериал из фотографий
«Сонечки», он пронизывает всю экспозицию. На этих фотографиях современная
сексуальная работница довольно низкого пошиба в почти обнаженном виде и почти
всегда с бутылкой и стаканом на разных стадиях опьянения. В ней нет ничего
зазывного, запретного, влекущего, но нет и морализаторства – мол, смотрите,
какое падение, до чего дожили. Просто вечная «любительница абсента».
А вокруг нее город. Такой же вечный, износившийся, болезненный, порочный.
Отталкивающий и влекущий. Мрачный, но привычный.
Такому восприятию очень помогало выставочное помещение. Я не был на вернисаже,
пошел на следующий день. Еще стояли холода, отопление отсутствовало. Поэтому
я был единственным посетителем. Пожилой грустный охранник
грелся кипятком и давал скупые комментарии. На этой выставке они необходимы,
поскольку никаких сопроводительных надписей или простых этикеток создатели
экспозиции зрителям не предоставили. Я подумал, не успели или холода замучили,
но знающие люди потом вразумили. Оказывается – это концепция. Имена авторов
и название полотен не важны. Мы, мол, все вместе создаем образ города,
поэтому и называемся – «Мы». Как говорится, хозяин – барин. Но узнать, какое
чье полотно, все-таки хотелось. «А вы переверните и посмотрите, там на некоторых
сзади написано», - посоветовал задубевший служитель. Я, рискуя, что какой-нибудь
шедевр оборвется и рухнет на голову, стал переворачивать. Из перевернутых
привлекли работы Ирины Бирули, Александра Королева, Андрея Уварова, Кирилла
Городецкого, Дмитрия Егоровского…
(«Невское время», 24.01.03)
|