«Сонечка» навсегда

Александр Урес,

В выставочных залах санкт-петербургского Союза художников на Невском, 60, художники группы «Мы» показали экспозицию под завлекательным названием «Петербург Сонечки Мармеладовой. Век XXI». Но заголовок обманный, «клубничка» отсутствует, никаких роскошных путан. В крошечной аннотаци написано: «Тема выставки – старый город и его обитатели. Для авторов и участников выставки Сонечка Мармеладова не литературный, а мифологический персонаж… Время, прогресс, модные тенденции и идеи – все это бессильно над Сонечкой и ее городом». Это чистая правда. К  такому же выводу приходят даже ученые. В   серьезном исследовании о продажной любви в городе на Неве читаем: «…колоритнейшей фигурой на улицах столицы  Российской империи и города Ленина по-прежнему оставалась продажная женщина. Можно смело утверждать, что проституция – это обязательный элемент городской культуры».


Но выставка все-таки не об этом обязательном элементе, она все-таки о городе. Хотя в каждом зале среди живописных полотен присутствует сериал из фотографий «Сонечки», он пронизывает всю экспозицию. На этих фотографиях современная сексуальная работница довольно низкого пошиба в почти обнаженном виде и почти всегда с бутылкой и стаканом на разных стадиях опьянения. В ней нет ничего зазывного, запретного, влекущего, но нет и морализаторства – мол, смотрите, какое падение, до чего дожили. Просто вечная «любительница абсента».


А вокруг нее город. Такой же вечный, износившийся, болезненный, порочный. Отталкивающий и влекущий. Мрачный, но привычный.


Такому восприятию очень помогало выставочное помещение. Я не был на вернисаже, пошел на следующий день. Еще стояли холода, отопление отсутствовало. Поэтому я был единственным посетителем. Пожилой грустный охранник грелся кипятком и давал скупые комментарии. На этой выставке они необходимы, поскольку никаких сопроводительных надписей или простых этикеток создатели экспозиции зрителям не предоставили. Я подумал, не успели или холода замучили, но знающие люди потом вразумили. Оказывается – это концепция. Имена авторов и название полотен не важны. Мы, мол, все вместе  создаем образ города, поэтому и называемся – «Мы». Как говорится, хозяин – барин. Но узнать, какое чье полотно, все-таки хотелось. «А вы переверните и посмотрите, там на некоторых сзади написано», - посоветовал задубевший служитель. Я, рискуя, что какой-нибудь шедевр оборвется и рухнет на голову, стал переворачивать. Из перевернутых привлекли работы Ирины Бирули, Александра Королева, Андрея Уварова, Кирилла Городецкого, Дмитрия Егоровского…
(«Невское время», 24.01.03)

"Акварельный класс"

 

 


Editing & design by
Maxim Afanasiev © 2003
Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz